Дисциплина и наказание детей
Мы все умиляемся, когда видим маленьких детей, но со временем они подрастают и начинают устраивать родителям «праздник непослушания», капризничают, требуют к себе внимания, в случае невыполнения требований взрослыми начинают, закатывают истерики. Со временем родители перестают узнавать своего послушного малыша, который вдруг превращается в маленького тирана. Даже самый идеальный родитель теряет самообладание от беспрерывных “не хочу” и “не буду”. Как не потерять контроль над собой, когда ребенок опрокидывает тарелку с супом на пол или обычное умывание перед сном превращается в схватку. Как вести себя в такой ситуации?
Заставить ребенка сделать то, что вам кажется необходимым, любыми способами, с помощью подзатыльников и шлепков? Или махнуть на него рукой – пусть делает, что хочет?
На этом этапе родители делятся на два полюса: одни родители понимают дисциплину, как тактику воспитания, основанную на железных правилах, ребенка окружают системой запретов, нарушение которых приводит к неминуемому наказанию, где атрибутами такой «дисциплины» являются ремень или наказание постоять в углу.
Другие родители спокойно мирятся с царящим в доме хаосом, улыбаясь, наблюдают со стороны за “невинными шалостями” своего ребенка. Каждый родитель решает для себя какую участь выбирать – быть жертвой маленького тирана или стать домашним деспотом. А испробовав методы кнута и пряника,
понимают, что для ребенка нужна дисциплина, чтобы приучить ребенка к порядку и наделить его хорошим манерам.
Психологи считают, что главная задача дисциплины в том, чтобы научить ребенка жить среди людей. Малыш, делающий первые шаги, стремится исследовать окружающий его мир, который таит опасности: электрические провода, крутые лестницы, острые углы, колющие и режущие предметы и т.д. Родители должны детям говорить «нельзя», если действия ребенка угрожают его здоровью или безопасности окружающих. Следует проявлять жесткость, когда ребенок пытается перебежать через улицу или потрогать горячий утюг.
Постоянный командный тон, покрикивания или физическое наказание нисколько не развивают послушность ребенка. Достаточно постоянно и мягко корректировать поведение малыша – и он постепенно усвоит смысл ответственности, не будет спрашивать, как себя вести.
Целесообразно будет применить “технику выбора”. Например, если ребенок расшалился за столом во время завтрака, предложите ему два варианта развития ситуации: “Либо сиди и ешь со всеми за столом, либо иди в свою комнату”. Какое бы решение ни принял малыш, сама возможность самостоятельно думать дает ему определенную степень свободы. С другой стороны, предоставляя ребенку полную свободу, вы рискуете получить человека, абсолютно не контролирующего свои
поступки.
Дисциплине надо обучать мягко и ненавязчиво, но постоянно и настойчиво. Используйте дисциплинарные меры в соответствии с возрастом малыша. Воспитательной тактикой для дошкольников начиная с 2-х лет, является «скамейка шалуна». Поставьте стул в пустой тихой комнате, посадите на него ребенка, но, ни в коем случае не закрывайте дверь, чтобы у него не появились страхи замкнутого пространства. Психологи советуют держать малыша в комнате столько минут, сколько ему лет, то есть 3-летний ребенок должен в одиночестве “думать о своем поведении” не более 3 минут и обязательно родители должны объяснить, за что его наказали. Телесные наказания в плане воспитания недопустимы.
Подавайте хорошие примеры. Ведите себя так, как вы хотели бы, чтобы вел себя ребенок. Не хлопайте дверью, не кричите, не стучите в гневе по столу, сами не устраивайте истерик, так как дети будут копировать ваше поведение. Родители должны согласовать общую линию поведения, чтобы потом не спорить на глазах у ребенка.
Объясняйте ребенку смысл ограничений. Приняв решение относительно границ дозволенного, твердо требуйте соблюдения установленных вами правил, не делая никаких поблажек. Проявляйте постоянство.
Если вам не нравится, что ребенок постоянно пытается взять ваши вещи, проще убрать их на время в шкаф, чем доводить дело до скандала. Обустройте свою квартиру таким образом, чтобы ребенок мог играть и обследовать все интересные ему места без вас и вашего постоянного “нельзя”.
Осуждайте не ребенка, а его поступки. Лучше сказать “Я не люблю, когда ты бьешь чашки или ломаешь свои игрушки”, чем “Ты такой неуклюжий (непослушный, бестолковый и т.д.)”. Даже самый смышленый ребенок не может с первого раза запомнить все запреты и законы. Чаще объясняйте смысл принятых в семье ограничений и правил поведения. У детей “короткая память”. Шалуну следует сделать строгое замечание сразу же после того, как он совершил проступок, иначе он ничего не поймет и не усвоит урока. Не читайте длинных нотаций. Одно короткое замечание намного эффективнее.
Помните родители, что ребенок берет пример с родителей, поэтому воспитание надо начать в первую очередь с себя.